Мой суперсайт

Главная

  Статьи о рекламе
  Статьи о культуре
    Древнеегипетская цивилизация
    Специфика древнеиндийской культуры
    Культура Древней Греции
    Социальные и мировоззренческие особенности культуры Древнего Востока
    Первобытный человек: его душа, мировосприятие и ценности
    Культура Древнего Рима
    Древние верования и культы
    Культура Древнего Китая
    Древнеегипетская цивилизация
    Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока
    Особенности взаимодействия человека и социальной группы в первобытном обществе. Обычаи и традиции.
    Основные характеристики первобытной культуры
  Статьи по истории
  Статьи о ремонте
  Статьи о науке
  Статьи о медицине
  Статьи для аквариумистов


Культура Древней Греции

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов-государств (полисов), чаще всего определённых природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и героях. Спарта и Афины – два противоположных по своему укладу полиса.

 Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как определённой целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов, общности и необходимости объединения против общего врага (когда тот претендовал на землю греков). И поэтому можно выделить общие черты, присущие греческой культуре того периода.

1) Космологизм. Космос – абсолют этой культуры. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Уже в самом общем подходе к миру, природе античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой – красота, мера, гармония.

Красота – это определённость, соразмерность частей в составе целого. Она существует объективно в настоящем мире.

Мера – исходный принцип существования чего-то определённого. («Ничего слишком!» – надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона). Мера возводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя одну из основных категорий.

Гармония – «внутренняя природа вещей», единство в многообразии.

Наивысшее выражение и мера, и гармония получают в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

2).Рацилнализм.

Античная культура – это тип европейской, рациональной культуры.

Если гармония – это отношение величин (по Аристотелю), то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона (совокупности правил, определяющих идеальные пропорции человеческой фигуры). – Поликлет «Канон» – вторая половина У в.до н.э.

Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин полиса –– калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos). Человек должен сочетать в себе красоту безупречного тела и внутренее,  нравственное совершенство, причем,  приоритет последнему. Упражнение, воспитание, образование – вот путь к достижению идеала. Основой литературного образования были произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

3) Антропоцентризм.

Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом.

Антропоцентризм  предполагает культ тела человека.

Идеализируя богов, греки представляли их в человеческом облике и наделяли высшей, телесной красотой. Кроме того, греки преследовали и более прагматичные цели: забота о ловкости и силе для военных целей.

Человеческое тело выступало мерилом всех форм греческой культуры

(«Человек есть мера всех вещей», – Протагор). Математические расчёты сооружаемых храмов соотносились с телом человека, но человека  гиганта (дорическая колонна уподоблялась   фигуре мужчины, сильного, твёрдо стоящего на земле; ионическая колонна соотносилась с фигурой женщины, утончённой и нарядной).

4) Состязательность.

 Она пронизывает все сферы жизни. Главная роль отводится состязаниям  художественным – поэтическим и музыкальным, а также спортивным. Греческий агон (борьба, состязание) – характерная черта


свободного грека, который мог проявить себя, прежде всего, как гражданин полиса. Его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности гражданина полиса

Наиболее ярким выражением агона были Олимпийский игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г.до н.э. впервые на мраморной доске было записано имя победителя олимпийских игр в беге – этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Позже появляются Пифийские игры в Дельфах. Они были посвящены Аполлону, Истмийские  – Посейдону, Немейские – Зевсу.

В греческом агоне берёт начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы.

5) Праздничность, зрелищность.

Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. Длился праздник пять дней. Яркие шествия, культовые танцы и песни, драматические представления.

Один раз в четыре года был праздник в честь богини города Афины – Большие Панафинеи. Праздник сопровождался факельными шествиями, музыкальными и танцевальными представлениями. Большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для Афины в Эрехтейоне направлялась к Акрополю. Совершались жертвоприношения, затем музыкальные и атлетические состязания. Победитель награждался дарами Афины – венком священного дерева – оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом. По преданию олива была подарена грекам Афиной.

6) Доминирующим явлением в греческой культуре была мифология.

Миф – это фантастическое объяснение и освоение мира в форме художественных образов.

Миф отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла. Миф соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию. Миф сближает мир природы и мир культуры, перенося человеческие черты на окружающий мир.

Функции мифа:

  • духовная связь поколений, сохранение традиций, непрерывность культуры;
  • закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных  ситуациях;
  • широкое распространение мифологических сюжетов в художественной культуре.

Основные этапы развития древнегреческой культуры.

1. Крито-микенский или эгейский период (III–II тысячелетие до н.э..).

В этот период достигает расцвета искусство мастеров Крита, растёт творческая активность ахейских племён на Балканском полуострове.

Критская культура в раннеминойский период она схематична и условна. Характерно то, что в живописи этого периода схематичен именно образ человека, а изображение животных более реалистично.

В среднеминойский период художественной культуре присуща гораздо большая реалистичность. Художники изображают не только контур, но и объём, светотень. Образ человека приобретает более индивидуальный характер  (статуэтка богини со змеями, например).

В позднеминойскую эпоху возрастает и декоративность и орнаментальность в искусстве.

Микенская (ахейская) культура материковой Греции была тоже весьма своеобразна. Наиболее ранний памятник этой культуры –шахтовые гробницы в Микенах, где были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Основными центрами этой культуры были дворцы в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах. Все дворцы были укреплены. Это были мощные цитадели-крепости, обнесённые высокими  и толстыми стенами.

II. Гомеровский период (XII-VIII вв.до н.э.)

Происходит распад родовой общины и переход к раннему, рабовладельческому классовому обществу. В этот период складывается греческая мифология и эпос.

От гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества или монументальной скульптуры, однако, мы имеем представление о гончарном ремесле. Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, вероятно, имевшим символическое значение (Х-VII вв. до н.э.), позже появились фигуры зверей  птиц. Сосуды многообразны по форме: амфоры – для хранения вина и масла, кратеры – для смешивания вин с водой, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц – для благовоний, кувшины с фигурным венчиком – эхоноя – для разливания вина во  время трапезы и т.д.

III.Греческая архаика (VII-VI вв. до н.э.)

Название от греческого «архайос» – древний. В этот период складываются полисы (города-государства), прокладываются дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканятся монеты.

Период архаики – это время возникновения греческой письменности, медицины, астрономии, истории, географии, натурфилософии, лирической поэзии, театра и изобразительных искусств.

Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем На главной площади города, где обычно происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвящённый обычно божеству – покровителю города. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром общественной жизни граждан  полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами.

1).Простейший тип греческого храма – храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения – наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен – антами – на фасаде размещены две колонны.

2). Простиль –  более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны.

3). Амфипростиль – имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу.

4).Периптер – основной тип храма. Он имел прямоугольную форму, окружён со всех сторон колоннадой. Появляется во второй половине VII века до н.э.

В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определённая система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер (от латинского «ордо» – строй, порядок).

Греческие храмы архаического периода подкрашивались (обычно синим и красным цветом).

Сложным путём шло развитие архаической скульптуры. Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях и на олимпиадах. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в честь их воздвигались статуи. Поскольку на состязаниях юноши выступали обнажёнными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнажённого юношеского тела. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей – куросы, которые долго называли греческими аполлонами. Руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена, шаг вперёд. Подчёркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бёдра. Углы губ чуть приподняты, что позволило ввести термин «архаическая улыбка». Куросы посвящались богам, ставились  в храмах  и святилищах, изображения атлетов исполнялись на надгробных плитах – стелах.

Если в скульптурном изображении мужских фигур решалась проблема обнажённого тела, то в женских скульптурах  – проблема задрапированного. Такие фигуры назывались «корами» (по-гречески кора – дева).

Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались.

О монументальной живописи этого периода ничего не известно. Развитие получила вазопись  ( чёрнофигурная и краснофигурная).

IV.Греческая классика (V-IV вв.до н.э.)

Центр культуры этого периода Афины. В этот период получает развитие философия, риторика, театр, архитектура, скульптура.

В этот период реконструируется Афинский акрополь («верхний город»). 16 лет отдал Фидий Акрополю и создал бессмертный памятник, в котором архитектура и скульптура выступают в нерасторжимом единстве. Осуществляя общий надзор за строительством, он с учениками исполнил скульптуры главного  храма Афины. Центральный храм Акрополя – Парфенон (архитекторы – Иктин и Калликрат, 447-438 гг.до н.э.) На территории Акрополя находились храм богини Ники, Пропилеи и Эрехтейон.

Идеал человеческой личности воплощён в скульптуре этого периода: культовые статуи Афины и Зевса Олимпийского (скульптор Фидий). Современниками Фидия были Мирон – автор известной статуи «Дискобол» и автор уже упоминавшегося «Канона» Поликлет.

Этот период был периодом расцвета трагедии и комедии. Трагедия ( в переводе означает «песня козлов») возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшие постоянных спутников  бога вина Диониса. Она стала официальной формой творчества, когда в Афинах был утверждён общегосударственный праздник Великих Дионисий.

Расцвет трагедии был связан с именами великих драматургов Эсхила, Софокла, Эврипида.

Рост индивидуализма в конце V в. до н.э. характеризует греческую культуру в целом, но особенно значительно этот процесс выражен в культурно-политической жизни. Терпят крушение нормы и принципы демократического города-государства. Афины переживают тяжёлые дни: война со Спартой, эпидемия чумы. Тяжёлые испытания разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру. Теперь не гражданин-коллективист, а человек индивидуальный и неповторимый выступает идеалом. Среди скульпторов этого периода  выделяются особо Скопас, Пракситель.

Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV века до н.э. к завоеванию их Македонией. Эпохе разгоревшихся войн было несозвучно и искусство Праксителя и Скопаса. Художники в это время начинали зависеть от частных заказов крупных рабовладельцев или царского двора. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп, который разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Новым в скульптуре Лисиппа были пропорции человеческого тела, но главное не в этом (скульптура «Апоксиомен»).Апоксиомен – это не напряжение всех сил, как «Дискобол» Мирона, но и не находился в состоянии гармонического величия, как «Дорифор» у Поликлета Лисипп показывает не просто красивого юношу атлета после состязаний, его интересует конкретная жизненная ситуация. Автор показывает человека, возбуждённого недавней борьбой и уставшего от неё. Таким образом, закладываются тенденции, которые получают дальнейшее развитие в искусстве эпохи эллинизма.

V.Эллинистический период (IV –I вв.до н.э.).

Это был период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческих городов-государств путём образования эллинистических империй.

Две черты характерны для культуры этого периода:

1) широкое распространение греческой культуры по всем областям  эллинистического мира;

2) объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом, восточными культурными традициями.

Этот период характеризуется развитием всех художественных форм, связанных, как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры, наукой и техникой, философией и религией.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и в строительстве новых городов. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Для скульптора этого периода не существовало жёстких эстетических норм. В этот период создаются такие знаменитые скульптурные произведения, как «Лаокоон» – скульпторы Агесандр, Полидор и Афинодор, «Венера Милосская», «Ника Самофракийская» и др.

 


 

назад дальше

 

 

2011 Мой Суперсайт